пятница, января 01, 2010

личное дело Деда Мороза


  1. Мороз (Морозко, Трескун, Студенец) – славянское божество, повелитель зимнего холода. Мороз – сын Мары-смерти и мудрого Велеса. Древние славяне представляли его в образе низенького старичка с длинной седой бородою. Его дыхание – сильная стужа. Его слёзы – сосульки. Иней – замерзшие слова. А волосы – снежные облака.
  2. Супруга Мороза – сама Зима. Помощники – Мароссы (Трескуны). Зимой Мороз бегает по полям, лесам, улицам и стучит своим посохом. От этого стука трескучие морозы сковывают реки, ручьи, лужи льдами. А если он ударит посохом об угол избы – непременно бревно треснет.
  3. Дед Мороз первоначально был злым и жестоким языческим божеством, Великим Старцем Севера, повелителем ледяного холода и пурги, морозившим людей.
  4. Собирательный образ Деда Мороза построен по мотивам агиографии Святого Николая, а также описаний древнеславянских божеств Позвизда, Зимника и Корочуна. На праздник приходит с внучкой — Снегурочкой.
  5. Создание Деда Мороза как обязательного персонажа новогоднего ритуала приписывается советской власти и приурочивается к концу 1930-х годов, когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена елка. Стремительный процесс разработки этого образа как непременного участника детского праздника елки стал возможным в предвоенные годы только при опоре на литературную традицию и бытовую практику, в основных чертах сложившуюся задолго до Октября.
  6. Новый год 1 января (пусть и по старому стилю) в Российской империи праздновали далеко не все подданные. Ведь Новый год не был самостоятельным праздником, он был частью рождественских празднеств, длившихся до Крещения. Хотя царь Петр I своим указом велел с 1700 года праздновать Новый год 1 января под страхом наказания и праздник этот в определенных слоях российского общества прижился, все же он носил второстепенный характер, а первостепенным считалось именно Рождество (которое, напомним, в ту эпоху праздновалось не после Нового года, как сейчас, когда мы живем по григорианскому календарю, а, конечно, до него). На Рождество люди ходили в гости, устраивали застолья, веселились, гуляя по улицам. На Новый год же собирались в основном в семейном кругу.
  7. Своеобразный характер языческих божеств обусловил первоначальное поведение Деда Мороза — поначалу он собирал жертвоприношения, воровал нерадивых детей и уносил их в мешке. Однако со временем — как это часто бывает — всё стало «с ног на голову», и со временем Дед Мороз подобрел и стал уже сам одаривать детишек. Этот образ был окончательно оформлен в СССР, в этот же период Дед Мороз «обзавёлся» внучкой – Снегурочкой, которая стала неотьемлимым спутником Деда Мороза на праздниках. Дед Мороз стал символом праздника Нового Года.
  8. Родина всероссийского Деда Мороза находится в Великом Устюге Вологодской области. А где же жил Дед Мороз до того, как поселился в Великом Устюге? До 1998 года всесоюзный, а потом и всероссийский Дед Мороз обитал в Архангельске. Тысячи писем от детей, адресованные Деду, согласно договоренности с Минсвязи СССР, приходили в Архангельск.
  9. В 1998 году мэр Москвы Лужков и губернатор Вологодской области Позгалев усилием своей политический воли (при участии 50 миллионов долларов из столичного бюджета) поселили сказочного старика в Великом Устюге. Российский комитет по связи и информатике официально рекомендовал письма Деду Морозу, идущие со всей страны, отсылать прямиком в Великий Устюг
  10. На Кипре Деда Мороза зовут Василий. 
blog comments powered by Disqus

Поделись файлом с друзьями

Related Posts with Thumbnails